Консультация ЦОД

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Средняя оценка 4.50 (1 оценка)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕНТРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОСТУПА К СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ ИНФОРМАЦИИ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МАССОВЫХ БИБЛИОТЕК: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ РАБОТНИКОВ

     Организацию Центров общественного доступа к сети Интернет и социально значимой информации государство поручило массовым библиотекам. Именно библиотеки как держатели информации призваны обеспечить доступ граждан к федеральным, региональным и муниципальным ресурсам, помочь пользователям извлечь необходимые сведения.

1. Подготовительный этап

  • Получить технику.
  • Выделить для нее удобное место, где можно будет разместить сопутствующую стендовую и другую печатную информацию.
  • Пройти стажировку, научиться работать в ЦОДе (в том числе с посещением обучающих мероприятий областного уровня). Четко представлять структуру сайтов органов власти всех уровней. Уверенно пользоваться справочно-правовыми системами и справочно-поисковым аппаратом (электронным каталогом и базами данных, в том числе электронным каталогом СОУНБ, Региональным каталогом библиотек Свердловской области, базой данных «Весь Урал» и другими).
  • Проанализировать свои ресурсы, подать заявку на недостающую литературу, содержащую правовую информацию, а также социально значимую информацию для тех групп, с которыми планируете работать.
  • Проинформировать население о возможностях ЦОДа.
  1. Оформить стендовую информацию в стенах библиотеки.
  2. Разместить информационные плакаты в сельской администрации, школе ФАПе, детском саду, Доме культуры и других посещаемых объектах.
  3. Выступить на собраниях на производственных участках, в общественных организациях (ветеранских, родительских, женских). Дать информацию в СМИ, на сайте библиотеки. Выступить на отчетном собрании главы сельской территории.
  4. Подчеркнуть бесплатность, полезность, актуальность, доступность услуг. Оказание платных услуг в соответствии с «Тарифами на оказание платных услуг структурного подразделения МАУК «ЦСКС» ГО Богданович», утвержденными директором МАУК «ЦСКС» ГО Богданович.
  5. Провести мониторинг востребованности услуг, выявить, какими группами населения какая социально значимая информация будет востребована.

2. Функционирование ЦОДа

  1. Индивидуальное обслуживание пользователей. Предоставление им рабочего места, техники, помощь в поиске информации, консультирование. Предоставление доступа к информационным ресурсам федерального, регионального, муниципального уровня: Сайт Президента РФ, сайт Правительства РФ, портал государственных услуг, сайт Губернатора Свердловской области, сайты органов местного самоуправления ГО Богданович и другие.
  2. Выявление приоритетных социальных групп населения, с которыми предполагается работать в ЦОДе. Это могут быть пенсионеры, инвалиды, призывники, молодые избиратели, ветераны локальных войн, родители, предприниматели, мигранты, безработные, партийные, женские, материнские общественные организации. Причем, группы эти могут быть мобильными: один и тот же человек может входить в разные группы (предприниматель, он же избиратель, родитель, член партии). Приоритет групп также может меняться в зависимости от социальных и политических условий. В период призывной или избирательной кампаний – это призывники или избиратели. Ко Дню матери можно приурочить работу с группой одиноких матерей, многодетных матерей. В Международный день инвалидов – с инвалидами, членами их семей. Ко Дню прав ребенка – с родителями и педагогами, детьми.
  3. Эта работа с группами может быть подкреплена партнерами. Ими могут стать главы местных администраций, директора школ, участковые уполномоченные, члены различных партий и т.д. Информация о них может содержаться на стенде: кто есть кто, фото, время приема граждан. Партнеры приглашаются на мероприятия, чем повышают престиж библиотеки в местном сообществе.
  4. Формы работы в Центре общественного доступа – это традиционные информационные формы:
  • День информации (для потребителя с раскрытием правил торговли);
  • День избирателя (с приглашением представителей различных партий и кандидатов);
  • День призывника (с участием солдатских матерей, ветеранов локальных войн, уволенных в запас, представителей общественных организаций);
  • Правовые часы (с участием участкового уполномоченного);
  • Социальные уроки (с приглашением специалистов по социальной работе);
  • Уроки толерантности (с участием представителей национальных объединений, служителей различных религиозных конфессий, которые не замечены в экстремистской деятельности);
  • Школа безопасности (помогут участковый уполномоченный, медицинский работник).
  1. Основными направлениями деятельности ЦОДа являются: информационные, справочные, консультационные услуги, просветительская деятельность.
  2. В ЦОДе может накапливаться печатная информация и содержаться в тематических папках. Это закладки, проспекты сайтов, памятки призывнику, агитационные материалы избирательных кампаний, правила поведения на воде, на льду и т.д.
  3. Важнейшей функцией ЦОДа является обучение компьютерной грамотности пользователей. Оно может быть дифференцированным для разных категорий граждан. Одни могут работать самостоятельно, другим нужна консультация, третьим – обучение с нуля.
  4. Массовое информирование в ЦОДе – это продвижение услуг ЦОДа в разные слои населения, пропаганда его возможностей.
  5. В ЦОДе ведется ежедневный статистический учет посещений, как в целом, так и отдельных групп пользователей. Кроме этого, фиксируются обращения по телефону, по электронной почте и на сайт библиотеки. Ведется учет библиографических справок всех типов, использованных информационных ресурсов. Учитывается выдача печатных изданий и копий документов. Учитываются консультации (библиотекаря и специалистов) и отказы на предоставление информации с указанием причины.
  6. Деятельность ЦОДа необходимо оперативно освещать в СМИ (публикации в прессе, информация по радио, информация по ТВ, информация на сайте и в социальных сетях).
  7. Для успешной работы ЦОДа на базе муниципальной массовой библиотеки библиотечным работникам необходимо посещать мероприятия системы повышения квалификации различных уровней.
  8. Библиотечные работники отчитываются о работе ЦОДа в установленные сроки и в установленном порядке перед контролирующими органами    (Центральной районной библиотекой, МАУК «ЦСКС» ГО Богданович, Администрацией ГО Богданович, СОУНБ).
  9. Деятельность ЦОДа регламентируется «Положением о Центре общественного доступа».
  10. Консультационная и практическая помощь по организации ЦОДов на базе муниципальных массовых библиотек ГО Богданович возлагается на отдел методической и библиографической работы Центральной районной библиотеки МАУК «ЦСКС» ГО Богданович.

Печать