Тифлокомментирование, как социокультурная услуга, широко применяется в обслуживании людей с проблемами зрения. К основным направлениям данной услуги относится деятельность: библиотек, кино, музеев, театров, концертов, спортивных мероприятий. В услугах тифлокомментаторов, зачастую, нуждаются и дети с задержкой психо-речевого развития. В рамках повышения квалификации, я приняла участие в образовательном семинаре-практикуме «Тифлокомментирование в учреждениях культуры». Семинар провела специалист «Свердловской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих имени Д.Н. Мамина-Сибиряка» Белькова Мария Вячеславовна, тифлокомментатор высшей категории.
Работа тифлокомментатора заключается в достоверном, лаконичном описании предмета, пространства или действия, которые непонятны незрячему человеку без специальных словесных пояснений. Мария Вячеславовна познакомила нас с особенностями своей работы, видами и приемами тифлокомментирования, с кинотекой библиотеки, информационным порталом «Особый взгляд». Показала специальные устройства, при помощи которых происходит взаимосвязь с незрячими пользователями. Интерес вызвали и действующие выставки: «Человек читающий. Преображение» и «Древний Египет. Боги и мифы!», экспонаты которых, впоследствии стали для нас экзаменационным заданием.
Каждый участник побывал в роли начинающего тифлокомментатора. Я выполняла задание по освоению «горячего тифлокомментирования», то есть, с ходу, без предварительной подготовки комментировала сцены из мультипликационного фильма по мотивам грузинской сказки «Три подарка ворона» и провела описание картины по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Было очень интересно! Оказывается, чтобы попытаться освоить профессию тифлокомментатора, необходимы колоссальные знания во многих сферах искусства, коммуникабельность, огромный словарный запас. Полученные знания смогу использовать в работе со слабовидящими пользователями библиотеки.
Озорнина В.И., заведующая Волковской библиотекой-сектором №8