В 1 квартале 2017 года библиотеки Богдановичской централизованной библиотечной системы приняли участие в областном научно-практическом исследовании «Книга. Чтение. Этнос», которое было организовано Свердловской областной межнациональной библиотекой. Цель исследования: изучение чтения пользователей библиотек на территории Свердловской области. Результаты исследования лягут в основу методических рекомендаций для библиотек, которые помогут улучшить качество библиотечного обслуживания полиэтнического населения Свердловской области.
К участию в исследовании приглашались читатели библиотек различных национальностей (кроме русской). В Центральной районной библиотеке, Волковской, Чернокоровской, Тыгишской, Суворской, Гарашкинской, Кунарской, Байновской, Барабинской, Каменноозерской библиотеках было собрано 47 анкет участников исследования. Они представляли 12 территорий городского округа.
Первым вопросом исследования был «С какой целью Вы читаете?», он предполагал несколько вариантов ответа. Большинство ответов дали «досуг, отдых, развлечение» – 28, «самообразование, расширение кругозора» – 24 ответа.
В вопросе «Какой формат для чтения Вы предпочитаете использовать?» лидирующие позиции занимает ответ «печатный» – 29 ответов. Ответ «печатный и электронный в одинаковой степени» набрал 8 ответов, а «электронный» - только 2 ответа.
На вопрос «Сколько времени Вы уделяете для чтения?» 22 ответа «читаю в любое свободное время». Читают редко 11 человек.
Несколько вариантов ответа предполагал вопрос «Где Вы находите литературу для чтения?». Так как опрос проводился в библиотеках, подавляющее большинство ответов «в библиотеке» (40), предпочтение Интернет-чтению отдают 12 человек, обмен книгами через друзей и знакомых практикуют 11 человек. 9 ответов - «в книжном магазине».
Вопрос «Произведения каких жанров и какую тематику Вы предпочитаете читать?» также предполагал несколько вариантов ответа. Лидирующие позиции занимают «женские романы» – 18 ответов, «классика» – 13 ответов; «детективы» – 13 ответов; «литература по искусству, культуре, традициям своего народа» – 10 ответов. В порядке убывания названы: научно-популярная литература, житейская проза, приключения, фантастика, фэнтези, юмор, сатира, военная тематика, поэзия, литература по истории, культуре, традициям других народов, учебная литература.
На вопрос «Что влияет на Ваш выбор литературы для чтения?» ответы распределились следующим образом: «совет библиотекаря» – 23 ответа, «совет друзей, знакомых, родных» – 15 ответов, «ориентируюсь на фамилию знакомого автора» – 14 ответов. Мода на произведение упомянута 1 раз.
Пожалуй, самым главным вопросом исследования был «Читаете ли Вы литературу на национальном языке?». Отрицательных ответов получено 29, положительных – 18.
Следующий вопрос исследования конкретизирует предыдущий: «Если Вы читаете литературу на национальном языке, то произведения каких жанров и какую тематику вы предпочитаете?». Дали ответ на этот вопрос 16 человек, не смогли ответить – 31 человек. Из жанров и тематики перечисляются: традиции, культура, история своего народа, сказки, фольклор, поэзия. Упоминаются и конкретные авторы: М. Гафури и М. Юхма.
Ответы на вопрос «Если Вы не читаете литературу на национальном языке, то по какой причине?» позволяют, в том числе, сделать анализ востребованности библиотечных фондов литературы на национальных языках. Получены ответы «не знаю язык» (20), «нет потребности в чтении на национальном языке» (8), «нет литературы по интересующей тематике» (4).
В ответах на вопрос «На каком языке Вы предпочитаете читать?» доминирует
«только на русском» (30). Далее идут следующие: «на национальном и русском языках с преобладанием русского» (7), «на национальном и русском языках в одинаковой степени» (5), «на национальном и русском языках с преобладанием национального» (5).
На вопрос «Есть ли у Вас любимые писатели? Если да, то укажите, пожалуйста, какие?» ответили положительно 28 человек, затруднились ответить – 11, ответили отрицательно – 8.
Некоторые писатели упоминаются несколько раз: А. Пушкин (5), М. Лермонтов (3), Л. Толстой (2), М. Булгаков (2), З. Прилепин (2). Упоминаются национальные авторы: М. Джалиль (2), Г. Тукай (2). Среди перечисленных: Д. Линдсей, С. Браун, Т. Полякова, Ю. Шилова, А. Иванов, Б. Акунин, А. Бушков, А. Воронин, Г. Гаррисон, Ф. Незнанский, Л. Рубальская, А. Чехов, братья Стругацкие, И. Тургенев, А. Эшпай, Е. Вильмонт, И. Ильф и Е. Петров, О. Генри, Д. Чейз, Е. Ильина, Г. Матвеев, А. Дюма, Д. Балашов, В. Ян, Р. Бредбери, М. Ломоносов, А. Османов, Т. Сатыманов, И. Крылов, Н. Гоголь, А. Корецкий, Н. Островский.
Круг чтения произведений современных авторов помог выявить вопрос «Можете ли Вы назвать современных авторов, произведения которых Вам нравятся? Если да, то укажите, пожалуйста, их имена». Затруднились ответить 20 человек, дали ответы – 19 человек, дали отрицательный ответ 8 человек.
Из названных современных авторов лидирующие позиции занимают: З. Прилепин (3), Б. Акунин (2). А. Маринина (2). Также упоминаются: А Кердан, А. Знаменская, П. Дашкова, Ю. Шилова, О. Раин, А. Лукьяненко, Э. Асадов, Ф. Незнанский, Л. Рубальская, С. Шелдон, В. Шукшин, Н. Никонов, А. Тамоников, Р. Злотников, Э.М. Ремарк, Е. Вильмонт, Е. Водолазкин, Д. Сеттерфилд, С. Вилар, Г. Остер, Ч. Айтматов, Д. Донцова, Т. Устинова, Г. Тукай, Л. Леонов. К сожалению, не все из перечисленных авторов являются нашими современниками.
На вопрос «Есть ли, на Ваш взгляд, книга, достойная, того, чтобы ее перечитывали из поколения в поколение? Если да, то укажите, пожалуйста, какая?» получены ответы от 12 респондентов, дают отрицательный ответ и затрудняются с ответом 35 человек.
Книга Л. Толстого «Война и мир» упоминалась в ответах 5 раз. Также отмечены книги: А Пушкин «Евгений Онегин», М. Шолохов «Тихий Дон», стихотворения Мусы Джалиля, Библия, Б. Васильев «А зори здесь тихие», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Н. Островский «Как закалялась сталь», Ю. Бондарев «Батальоны просят огня», Г. Марков «Строговы», А. Черкасов «Конь рыжий», «Хмель», «Черный тополь», К. МакКалоу «Поющие в терновнике».
Выявить круг сегодняшнего чтения позволил вопрос «Что Вы читаете в настоящее время?». В данных ответах повторений не было, сегодняшний круг чтения разнообразен: Л. Толстой «Война и мир», стихотворения С. Есенина, стихотворения А. Пушкина, журнал «Приусадебное хозяйство», М. Степнова «Женщины Лазаря», Е. Водолазкин «Лавр», А. Черкасов «Хмель», стихотворения А. Ахматовой, рассказы А. Чехова, М. Булгаков «Мастер и Маргарита», А. Иванов «Вечный зов», А. Азимов «Основание», учебную литературу в Интернете, Р. Злотников «Бойцы с окраины галактики», А. Кутуй «Неотосланные письма», Э. Джеймс «50 оттенков серого», С. Малков «Две судьбы», журналы.
Вопрос поддержки интереса к чтению в обществе, сохранение традиций семейного чтения всегда остается актуальным для библиотек. Вопрос исследования «Что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы поднять престиж чтения?» у большей части респондентов не имел ответа (32), свое мнение по этому поводу смогли выразить только 15 человек.
Для того, чтобы поднять престиж чтения, по мнению респондентов, необходимо: «заинтересовать молодежь»; «нужно привлекать детей к обязательному чтению книг»; «вернуть в школе внеклассное чтение»; «читать самому, читать детям книги»; «прививать любовь к чтению с детства»; «читать с детьми, обсуждать прочитанное, читать в семье»; «проводить беседы»; «сделать, чтобы это стало модным у молодежи»; «снизить цены на книги»; «приучать ребенка читать с детских лет».
В исследовании приняли участие 30 женщин и 17 мужчин.
Возраст респондентов:
- до 18 лет – 3 человека;
- 19-25 лет – 2 человека;
- 26-35 лет – 5 человек;
- 36-45 лет – 11 человек;
- 46-60 лет – 21 человек;
- старше 60 лет – 5 человек.
Образование респондентов:
- неоконченное среднее – 6 человек;
- среднее – 12 человек;
- среднее профессиональное – 18 человек;
- неполное высшее – 6 человек;
- высшее – 5 человек.
Род занятий:
- учащийся – 3 человека;
- рабочий – 14 человек;
- служащий – 14 человек;
- пенсионер – 15 человек;
- безработный – 1 человек.
Гражданство:
- российское – 43 человека;
- другое – 4 человека.
Национальный состав:
- татары – 12 человек;
- удмурты – 6 человек;
- казахи – 6 человек;
- башкиры – 4 человека;
- украинцы – 4 человека;
- чуваши – 4 человека;
- белорусы – 2 человека;
- армяне – 2 человека;
- мари – 2 человека;
- цыгане – 2 человека;
- кыргызы – 2 человека;
- мордва – 1 человек.
Ответы на вопрос «Степень владения национальным языком» распределились следующим образом: «только разговорный язык» - 17 человек, «свободно владею (умею читать, писать, разговаривать) – 15 человек, «недостаточные знания письменной речи» – 9 человек, «совсем не знаю» – 6 человек.
Полученные анкеты отправлены для обработки и сводного анализа в Свердловскую областную межнациональную библиотеку. Изучение анкет жителей городского округа Богданович поможет библиотечным специалистам внести корректировки в работу муниципальных массовых библиотек в вопросах мультикультурного и полиэтнического обслуживания населения, комплектования фондов, продвижения литературы на национальных языках, продвижения лучшей литературы современных авторов.
Т.В. Валова, директор ЦБС